Транспорт в Дубае
Путешествовать можно за деньги или на транспорте. Сейчас про второе.
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»
Планы по исследованию транспортной системы Дубая были обширные. Не скрою, что все они были выполнены и даже перевыполнены! Полагаю, что приведенные в этой статье результаты экспериментальных исследований Вам вряд ли где-то еще удастся почерпнуть. По крайней мере, в таком концентрированном виде.
Первый запланированный шаг был сделан в первый же день без каких-либо проблем, а именно, куплены две серебряные карточки на проезд в метро. На счету по 14 дирхам. На входном турникете в метро высвечивается входящий остаток, на выходном – расход и исходящий остаток.
Расход зависит от того, сколько зон Вы пересекли. Если брать одноразовый билет, то билет туда-обратно дешевле, чем стоимость двух отдельных билетов: один – туда и один – обратно. Соответственно, как мы заметили, добраться куда-то стоит дороже, чем возвратиться назад. Причем не обязательно возвращаться непосредственно на станцию отправки – достаточно, чтобы совпала какая-то часть прямого и обратного пути. Алгоритм понять весьма сложно, но он точно имеется.
«Не по дням, а по часам…»
Еще сложнее становится разобраться с ценником, когда с удивлением обнаруживаешь, что за два года в Дубае появилась еще одна ветка метро. Как учитываются «возвратные» скидки при пересадках на другую ветку вообще тяжело представить, хотя, если жить в Дубае, то скорее всего быстро начнешь разбираться в этих хитросплетениях.
Новая линия метро (зеленая) проложена как раз в районе Дейры и два раза пересекает красную. Теперь стало гораздо удобнее добираться до всех рынков Дейры (золотой, рыбный, специй, Насер сквер и т.п.) – раньше там станций метро вообще не было, а теперь – на каждом шагу.
Сколько не придумывай, конец все равно один
Одна загадка, связанная с метро, конечно, осталась, но для нас это чистое любопытство. Как было замечено ранее, нельзя просто пересесть на какой-то станции с прямого поезда на обратный (ну, например, случайно проехали свою станцию). Нужно выйти через турникет, с карточки снимется соответствующая сумма, а затем вновь войти через турникет. За этим следят соответствующие службы.
И такое положение дел вполне понятно, поскольку сложная система с разной стоимостью проезда в зависимости от пересекаемых зон может вызвать массу злоупотреблений. Как самый простой вариант можно рассматривать случай, когда два человека едут на метро навстречу друг другу, по взаимной договоренности встречаются на какой-то промежуточной станции, меняются карточками и продолжают свое движение в нужном им направлении. При этом карточка как бы начинает двигаться назад. Если выйти за одну станцию до места посадки «карточки», то при выходе снимется совсем мало денег.
Это самый очевидный способ мошенничества, и, естественно, раньше он пресекался вполне несложным способом – нельзя после выхода из вагона переходить в состав, идущий в обратную сторону (а, соответственно, и встречаться с «встречными» пассажирами), вот и все!
А теперь-то что получилось? Есть станции для пересадки с линии на линию, и там уже, как мы заметили, можно пересесть хоть откуда хоть куда. Т.е. «твори, выдумывай, пробуй». Может быть что-то и придумано в качестве противодействия – не знаю. В конце концов остается основной и очень существенный ограничитель. «Логистическая» придумка для метро – это махинация, махинация – это кража, а кража наказывается лишением верхней конечности. Вот и решение всей проблемы! О таком решении рекомендую помнить всегда, особенно в Эмиратах.
«Катится, катится золотой вагон»
Идем дальше. Чтобы немного успокоить бурные обсуждения в Интернете по поводу одной из околометровских тем, проверил свои более ранние высказывания в статье Отдых в Эмиратах: транспорт и подтверждаю – по красной ветке поезда идут в сторону станции Jebel Ali вагоном Gold вперед, а в сторону станции Rashidiya с вагоном Gold в конце состава. Никаких «поворотов» составов на конечной станции не происходит. В принципе, для подтверждения очевидности этого факта даже не обязательно входить в поезд – на самой платформе написано, в какой стороне состава будет находиться вагон Gold. Там же и контролер стоит.
Автобус – это маленькое метро
Теперь про посещение Дубай Мол. Приключение еще то! Предварительная информация была такова – от станции метро до Дубай Мол ходит бесплатный автобус. Ага! И еще бесплатные напитки предлагают!
Как это выглядело наяву. Действительно, прихода каждого состава метро дожидается автобус. У него даже есть номер – F13. Но кто сказал, что он бесплатный? Вернее даже сказать так – с чего Вы взяли, что для проезда на этом автобусе не нужна транспортная карточка?
Поясняю. Карточки на метро и на автобус одни и те же. У нас-то карточки с приличным запасом денежных средств как раз были. Забавно было наблюдать, как в этот автобус пытались запрыгнуть наши соотечественники, имеющие лишь одноразовую и к тому же использованную (на метро ведь уже доехали) карточку. Поскольку в автобусе установлена какая-то автоматика, противодействующая бесплатному проезду, то это было какое-то бесконечное действо с «тревожными» сигналами, открыванием и закрыванием дверей. В результате, один «наш» товарищ все таки смог прорваться с этой «нулевой» карточкой в автобус, причем в первую дверь. А это есть не что иное, как женская территория. Ну, тазами, конечно, не забросали, к тому же он быстренько ретировался в «общий» салон.
Здесь прервусь и немного расскажу про автобусы. То, что они чистые и с кондиционерами – это понятно.
Принцип работы. Подъезжает к остановке автобус. В принципе, водитель должен открыть двери. Если этого не произошло (а скорее всего еще и на случай обеспечения аварийного открывания), то можно приложить палец к специально выделенному кругу на двери. Дверь при этом открывается. Ночью круг подсвечивается. Такой же круг имеется и на внутренней стороне двери. Дальше. Входите в салон. Около каждого входа расположено устройство (а то и два), к которому необходимо приложить карточку. При этом на экране устройства высвечивается входящий остаток карточки. Если остатка нет, то включается звуковой сигнал. Вероятно, услышав этот сигнал, должен подойти водитель с монтировкой.
Женский и «общий» салоны разделены подобием турникета – горизонтальной штангой, которая отклоняется только в сторону «общего» салона. В салоне установлены кнопки, которые следует заранее нажимать перед своей остановкой. При выходе нужно вновь «прислониться» к считывателю – на экране увидите расход и остаток. Если не хватило денег или не «прислонился» (видимо, на дверях еще какой-то считыватель карточки имеется), то включается сирена, начинают закрываться двери со всеми вытекающими. Про устройство автобуса все.
Возвращаемся к исходной точке – станции метро Дубай Мол. Что это за маршрут F13 (точно не самолет)? Осознать это можно только вернувшись на этом же автобусе обратно к метро. Сказать просто, это обыкновенный городской автобус, курсирующий по круговому маршруту. В определенное время он должен подъезжать к станции метро. Затем через примерно 10-20% «круга» он подъезжает ко входу в Дубай Мол. Соответственно, обратный путь до станции занимает гораздо больше времени (оставшиеся 80-90% круга).
Разрушители легенд: легенда про халяву
Откуда же взялись слухи про бесплатность этого маршрута? Досконально не довелось изучить, но раскладка по карточке получилась примерно такая. На выходе со станции на карточке была определенная сумма. В автобусе прислонил карточку при входе, а затем при выходе. Остаток не изменился! Вон оно откуда ноги растут! Т.е. карточку прислоняешь, а деньги не списываются.
А вот по пути в обратную сторону такое счастье не прокатывает – снимается 2,3 дирхама. Правда, потом на обратном пути в метро снимается на 2,3 дирхама меньше, чем было в прямом направлении. Что это? Скорее всего совпадение, поскольку обратный путь на метро должен быть дешевле (см. выше).
Вот все, что могу. В общем, можете доехать до Дубай Мол на «бесплатном» автобусе, а обратно, например, на такси. Кстати, плата за такси не может быть ни при каких условиях меньше 10 дирхам. Таков закон.
«По чуть-чуть!» (Из тоста)
Тогда уж до кучи. Сумма, добавляемая к метровской карточке, не может быть меньше 5 дирхам. Нам за несколько часов до убытия из Дубая можно было доехать одну станцию до отеля на метро. На карточках оставалась мелочь, но и такой короткий проезд не очень дорого стоит. Хотели положить на разные карточки 3 и 2 дирхама. Отказали – только 5 на каждую карточку.
Еще чуть-чуть про доставку до Дубай Мол. У выхода из метро заметно, что в сторону Дубай Мол строят что-то типа эстакады или галереи. Полагаю, что в ближайшее время проблема транспортного сообщения в районе Дубай Мол будет принципиально решена безусловно в сторону бесплатности. Сейчас-то пешком непросто добраться, к тому же прямой дороги нет.
Еще чуть-чуть про метро. Как я понял по некоторым признакам, на каждой станции метро имеется бесплатный Wi-Fi (то же самое в аэропорту и в Дубай Мол). Могу ошибаться, но на одной из станций видел паренька, который просто сидел на скамеечке с ноутбуком. Может быть совпадение.
Еще чуть-чуть про автобус. Когда возвращались с пляжа Аль Мамзар Парк, подошли к рядом расположенной автобусной остановке и обнаружили, что имеется маршрут автобуса от Аль Мамзара до метро. Номер маршрута – C28. Ходит достаточно редко. Воспользовались. Ехать минут тридцать до станции «Union» (пассажиров было мало, и водитель пёр почти без остановок). Стоит этот сервис 2,3 дирхама. Потом еще, правда, на метро 2,3 дирхама. Итого на двоих 9,2 дирхама, что несколько выгоднее, чем на такси, особенно, если каждый день посещать пляж.
Еще чуть-чуть про лодочки через Дубай Крик (за один дирхам). Видели. И Вы посмотрите на фото.
Теперь все пути-дороги нам открыты, а значит пора и на экскурсию.