Транспорт на Мальте
Добрый день, уважаемый читатель. Из прошлых статей серии «Отдых на Мальте» Вы уже много знаете о подготовке к поездке, отеле, экскурсиях. Еще одной очень интересной темой является транспорт на Мальте, о котором Вы узнаете из данной статьи.
Что известно о транспорте на Мальте
Основной вид – автобус. Основной точкой отправления является столица Мальты – Валетта. Также было известно, что с 3 июля 2011 года все старинные английские автобусы, курсировавшие до этого по стране, были заменены на более комфортабельные с кондиционерами. Но все-таки оставалась надежда, что удастся сфотографироваться со старым автобусом.
Цены на проезд в автобусе также были приведены в отзывах, но я Вас даже не стану ими отягощать, поскольку они не соответствуют действительности. Указанные в отзывах номера автобусных маршрутов также полностью поменялись с 3 июля 2011 года.
Поскольку было известно, что конкурс на поставку автобусов выиграла фирма Arriva, то была сделана попытка найти соответствующий сайт. И он был найден (www.arriva.com.mt).
Там имеются описания новых маршрутов. Я бы Вас просто сейчас мог направить на этот сайт для самостоятельного изучения, да только скажу, что местами информация на этом сайте неполная (например, не нашел карты Мальты с проложенными маршрутами) или не соответствует действительности (например, стоимости проездных билетов не такие, как указаны на сайте). Скорее всего давно не обновляли (Будь спок!).
Значит дело было так. Гид на первой встрече выдала нам карту и описание маршрутов. Также были озвучены правильные цены на проездные билеты (понятия «одноразовый» не существует): два часа – 1,3 евро, один день – 2,6 евро, 7 дней – 12 евро.
Есть еще проездные на 30 и 90 дней, цены не знаю. Билеты (кроме билетов на 30 и 90 дней) можно купить непосредственно у водителя при входе в автобус (ENG).
Лучше возьмите с собой эту карту (если есть) и укажите водителю на описание необходимого Вам билета. Они там описаны примерно так же, как на сайте. На всякий случай (может кому окажется полезной) привожу карту Мальты с проложенными автобусными маршрутами и расписанием движения автобусов.
Из-за того, что водитель сам продает билеты, длительность «стояния» автобусов на остановках может быть значительной, особенно утром, поскольку наибольшей популярностью пользуются билеты на один день и их все с утра покупают. При этом следующий автобус может, не остановившись, проследовать до следующей остановки и начать собирать пассажиров там.
Правила пользования транспортом на Мальте
Здесь стоит напомнить правила пользования мальтийским автобусом, которые остались прежними даже после смены подвижного состава. Чтобы выйти из автобуса (остановить его на очередной остановке) необходимо нажать одну из кнопок, установленных по всему салону (веревочек с колокольчиками после 3 июля не осталось).
Обратите внимание, что нажимать надо не очень кратковременно, поскольку такое нажатие может быть воспринято электронной системой, как случайное. Подтверждением Вашего нажатия чаще всего служит звуковой сигнал и загорание надписи «Stop» в районе рабочего места водителя.
И еще. Не расслабляйтесь, если кто-то из пассажиров уже нажал кнопку и надпись уже горит. Дело в том, что сейчас по Мальте курсируют автобусы различных модификаций, в том числе и «гармошки» с несколькими входами. Несколько раз замечал, что водитель открывает не все двери, а только те, рядом с которыми были нажаты кнопки.
Соответствующие распознаватели на месте водителя имеются. Если Вы стоите на остановке и хотите остановить проходящий автобус, то необходимо заранее начать активно «голосовать». И все равно это не будет полной гарантией остановки – если водитель считает, что автобус уже достаточно заполнен, то он может не останавливаться.
Также водитель имеет право ограничить количество входящих пассажиров. В «гармошках» видел в глубине салона автоматы для продажи билетов, но ими надо уметь пользоваться.
Автобусы бегают очень быстро, тормоза очень хорошие, поэтому в салоне необходимо крепко держаться за поручни, даже если Вы сидите.
Отправная точка в Валетте теперь находится не вокруг фонтана у главных ворот, а немного правее, если от фонтана смотреть на то место, где раньше эти ворота были J. Для групп автобусов примерно одного направления сделаны специально пронумерованные платформы, для автобусов в сторону Слимы это платформа №1.
Старых автобусов на маршрутах, действительно, почти не осталось. Можете иногда увидеть два старых автобуса у причалов Слимы.
Один (бордово-фиолетовый) – чисто экзотический экскурсионный. Второй (желтый с оранжевой полосой) – курсирует между Слимой и каким-то пляжем. Номера маршрута у него замечено не было. Еще один старый автобус в «гозовских» расцветках (серый с красной полосой) иногда возит экскурсии в районе Валетты.
На каждой остановке по ходу следования автобуса имеется расписание. По нему можно оценить время прибытия очередного автобуса.
Соблюдение расписания далеко от идеального. Отчасти это связано с продажей билетов водителем. Отчасти не знаю с чем.
Был такой случай. Возвращаемся из Та Али. Автобусы трех маршрутов должны появляться последовательно с интервалом 10 минут. Ждали полчаса, потом прибыли сразу три автобуса трех разных маршрутов, которые «наперегонки» собирали скопившихся пассажиров со всех остановок.
Во всех автобусах установлены кондиционеры. Будьте поосторожнее – работают очень хорошо.
Раньше Мальта была поделена на зоны, в которых отличалась стоимость проезда. Сейчас стоимость везде одинаковая.
Еще один небольшой прикол. Несколько раз замечали, что местная молодежь (чаще всего девушки) любит размещаться в автобусах-«гармошках» на вращающемся круге, соединяющем две половины автобуса. Причем садятся прямо на пол автобуса. Безопасность их волнует очень мало (Будь спок!).
Мы так поняли, что они испытывают удовольствие от вращения этого круга на поворотах и перемещений «гармошки» по их спинам. Состояние одежды в расчет не принимается. Возможно, «гармошки» появились только после 3 июля и стали новой забавой для молодежи.
Паром на Мальте
Немного про паром Мальта – Гозо. В сторону Гозо проезд бесплатный. В сторону Мальты – 6,5 евро. Такая вот забавная (и вполне обоснованная экономически) особенность.
В следующей статье читайте заключительную часть серии «Отдых на Мальте» про интересные факты и впечатления.
Удачного отдыха!