Экскурсия в монастырь Монтсеррат
Может быть когда-то это место и было уединенным. Сейчас же здесь не протолкнуться от туристов. Все ради них и их денег. Даже не припомню, встретил ли я в монастыре Монтсеррат хоть одного монаха. Да, наверное, не очень-то это и важно. А места здесь, действительно, красивые.
В этой статье Вы узнаете:
- можно ли привлечь к работе ленивого испанца;
- поют ли в монастыре Монтсеррат хоры девочек;
- для чего туристы снимают видео;
- когда фотографирование на краю обрыва не выглядит героическим поступком;
- можно ли «уйти» в монастырь Монтсеррат хотя бы на время;
- когда жизнь можно считать удавшейся.
На дрезине если только в этот день не прокатились…
«Не думай о секундах свысока…»
Этот маршрут был одним из самых сложных, поскольку предполагалось воспользоваться большим количеством различных передвижных средств, в том числе и ранее никогда не опробованных. И все эти вида транспорта нужно было правильно «состыковать».
Конечно, определенная подготовка была проведена, но от случайностей никто не застрахован. А расчеты предлагали следовать маршрутом, описанным в статье Планирование экскурсий из Санта Сусанны (часть 2).
Что же получилось на самом деле. Конечно, начало завтрака в отеле в 8:00 – это очень поздно. Причем, как удалось выяснить на практике, ресторан открывают точно в это время – ни минутой раньше и ни минутой позже. На руку играет только то, что остановка электричек очень близко от отеля.
В общем, позавтракали в этот день очень оперативно, и к назначенному времени были на платформе. Здесь выяснилось, что электричка запаздывает минут на пять. Причем по ходу движения начали происходить какие-то непредвиденные остановки, в результате чего отставание в некоторые моменты достигало 20 минут. Правда, ближе к конечному пункту нашего движения время отставания сократилось до 10 минут. К чему, скажете, такие подробности? А к тому, что если бы мы воспользовались более поздним запасным вариантом с прибытием на станцию Барселона Сантс в 10:12, то даже с таким небольшим отставанием мы никуда не успевали бы.
Форпосты монастыря
Итак. От вокзала Барселона Сантс до площади Испании идти пешком около 15 минут. Какое-то небольшое время ушло на поиск места отправления электричек в сторону Монтсеррат. Здесь правила таковы. При движении к платформам Вам попадется информационный киоск с очередью человек на 10. Если встать в эту очередь, то Вы однозначно никуда не успеете. Нужно мимо этого киоска спускаться ниже и следовать дальше к платформам.
Здесь Вам встречается столик с надписью Aeri (это для экстремалов, решивших воспользоваться подвесной канатной дорогой) и некое подобие павильона (сразу чувствуется, что эта компания пользуется большей популярностью, поэтому побогаче) с двумя столиками и представителями кремальеры. Излагаем «кремальерщику», что нам требуется. А требуется нам комплексный билет, включающий электричку, кремальеру и фуникулеры. В ответ слышим цену, которую уже заранее почерпнули из Интернета (см. статью Планирование экскурсий из Санта Сусанны (часть 2)), – 27,5 евро. Товарищ выдает бумажку, в которой напечатан список возможных комплексных билетов и отмечен тот из них, который нам нужен.
Оглашаю основные строчки списка из этой бумажки:
– Tot Montserrat (весь Монтсеррат) – 43,7 евро. Включает в себя метро, электричку, кремальеру (все туда-обратно), фуникулеры, аудиовизуальный зал, музей, обед в ресторане самообслуживания. Если есть скидочная книжечка на Bus Turistic, то скидка 10% (39,3 евро);
– Trans Montserrat – 27,5 евро. Включает в себя метро, электричку, кремальеру, (все туда-обратно), фуникулеры, аудиовизуальный зал. Если есть карта BCN Pass, то скидка 10% (24,75 евро);
– Montserrat tran + cremallera (туда-обратно) – 20 евро;
– Montserrat tran + cremallera (в один конец) – 11,25 евро.
Для последних двух строк имеются скидки для детей и пенсионеров.
Правила скромности: люди и автоматы
Возвращаемся к товарищу с бумажками. Ему был задан законный вопрос: «А что, собственно, с этой бумажкой делать?» Товарищ махнул рукой в сторону автоматических билетных касс, и пошли мы «солнцем палимые». Всего автоматов штук шесть, около них уже стояло в недоумении несколько человек с заветными бумажками. Тут же метрах в трех скромно тусовались три мужика бальзаковского возраста в оранжевых рубашках и делали вид, что происходящее у автоматических касс их не касается. Но здесь они не сильно угадали. Конечно, у нас было еще минут 20 до отправления электрички, поэтому можно было бы начать разбираться в хитросплетениях различных языков в автоматах, но почему бы сначала не попробовать менее сложный путь.
В общем, попросили помочь одного из товарищей. С неохотой глянул в нашу бумажку и быстро набрал нужную комбинацию кнопок. Осталось только поделиться с автоматом купюрами или содержимым банковской карточки. Здесь вышла небольшая заминочка из-за скромности автомата – он не предназначен для приема купюр в 100 евро и больше. Мы-то проблему решили, но имейте в виду, что похожие ограничения имеются в различных автоматах Барселоны на каждом шагу.
Не зевай и не бойся!
Билеты купили, в электричку сели. Это уже была компания FGC, а не Renfe. Должен сказать, что электрички компании FGC выглядят явно побогаче. В основном, конечно, ехали туристы в монастырь Монтсеррат. Виды за окном не баловали ни разнообразием, ни экзотичностью. Благо, что ехать около часа.
Часть туристов вышла на станции Aeri de Montserrat (подвесная дорога), остальные – на Monistrol de Montserrat (кремальера). Здесь важно не ошибиться, поскольку электрички ходят раз в час.
Вышли на Monistrol de Montserrat, где нас уже ждала кремальера, т.е. поезд, который «карабкается» по горе, цепляясь за зубчатый рельс, который проложен между двумя основными рельсами. Принцип компостирования билетов остался для нас загадкой, скажу только, что за всю поездку к компостеру мы «прикладывались»: 1 – при отъезде с вокзала Сантс, 2 – при отъезде на кремальере уже из монастыря Монтсеррат, 3 – при выходе с вокзала Сантс. Во всех остальных случаях билеты проверяли «глазками» специальные люди (в основном «машинисты»).
Ну, и тронулись. Как и рекомендовалось в Интернете, сели слева по ходу движения. Это, скажу Вам, зрелище не для слабонервных. Хоть паровозик там чем-то за что-то и цепляется, но когда он, покачиваясь, пыхтит вдоль обрыва, становится немного не по себе. По склонам, кстати, бежит довольно шустро.
В монастыре станции кремальеры и подвесной дороги расположены рядом. Посмотрели на подвесную кабину и поняли, что поступили правильно, когда решили воспользоваться кремальерой. Кстати, у кремальеры имеется промежуточная станция, которая находится фактически рядом с нижней станцией. Ее особенность, а, соответственно, и причина ее создания состоит в том, что рядом расположена большая стоянка автобусов. Вторая стоянка находится около монастыря. Т.е. организованные экскурсии могут быть как с элементами экзотики (с кремальерой) там и без оных (туристов везут сразу наверх).
Кремальеры от промежуточной станции вверх и обратно ходят в два раза чаще, чем от электрички до монастыря. Из этого можно сделать вывод, что организованных туристов «с экзотикой» по крайней мере не меньше, чем самостоятельных туристов.
Справедливости ради скажу, что составы от монастыря до промежуточной станции могут быть в два раза короче (видели процесс формирования состава на верхней станции).
Хор мальчиков
Теперь про наши перемещения. В монастыре первым делом взяли план местности и пошли к собору. Очередь к Мадонне огромная – выходит на площадь около монастыря. Оставили пока это дело и вошли в собор. На часах 12:35, т.е. до выступления хора мальчиков еще почти полчаса. Однако, собор уже полон, можно устроиться только вдоль стеночек. Решили подождать здесь же в соборе и правильно сделали, поскольку уже в 12:40 перед алтарем выстроился детский хор. Однако, его сложно было назвать хором мальчиков, поскольку из 35 детей мальчиков было только шесть. Это немного смутило. Дальше – больше. Хор исполнил два произведения и в полном составе сел на скамьях здесь же у алтаря. Его место занял другой хор. В этом мальчиков вообще не было. Тоже два произведения и тоже на скамейки.
Пробило 13:00. И вот он час настал! Тот самый хор, которого все ждали, вышел строем (а не толпой, как предыдущие) из боковой двери, на всех ребятах специальная форма. Уже само появление хора многого стоило. Конечно, по качеству исполнения два предыдущих хора рядом не стояли (а только сидели). Могу предположить, что первые два хора приехали в монастырь в гости или на стажировку, ну, а заодно и выступили перед публикой.
В 13:10 действо закончилось так же неожиданно, как и началось. Народ немного помялся и начал расходиться. Одно интересное наблюдение. В соборе везде висят объявления о том, что фото и видеосъемка запрещена. Но народ, естественно, на это внимания не обращает. Ну, как бы и ладно. Но мне совсем не понятно (причем уже не в первый раз), зачем люди снимают всевозможными дивайсами (вплоть до планшетов и сотовых телефонов) весь этот концерт на видео. Причем прилагают неимоверные усилия, чтобы постоянно держать аппаратуру как можно выше и наводить ее как можно точнее. Ясное дело, что смотреть потом это никто не будет. Если только хотят продемонстрировать, какая техника у них имеется. Но этим уже никого не удивишь. Ну да ладно.
Вокруг фуникулера
После концерта пошли к верхнему фуникулеру. Очень забавное сооружение. Если сказать просто, то это вагончики, основание и крыша которых расположены не горизонтально по отношению к земле, а под углом 45 градусов. Платформа расположена под тем же углом и представляет собой обыкновенную бетонную лестницу. Каждый вагончик разбит на несколько секций (со своим входом и горизонтальным полом), в каждую из которых помещается 12 человек. В каждой секции имеется одно сидячее место.
Крыша вагончика сделана из стекла, чтобы можно было обозревать окрестности. Поскольку фуникулер приводится в движение тросом, то для противовеса используется фуникулер, который движется в обратную сторону. Это отлично видно из монастыря – фуникулеры движутся навстречу друг другу, а в середине пути колея разветвляется на две, и фуникулеры разъезжаются каждый в свою сторону.
Собственно, этим путем мы и прибыли на верхнюю площадку. На самую вершину горы мы и не планировали забираться, поскольку путь туда-обратно занимает 2-3 часа, но немного погулять планировали в надежде обозреть окрестности. Однако, не всем нашим планам суждено было сбыться. Пройтись-то мы, конечно, прошлись, но вот с обозрением вышел небольшой облом.
Дело в том, что в этот день была далеко не солнечная погода даже на равнине. На верхней же станции фуникулера вообще был достаточно ощутимый туман с явно обозначавшимися обрывками облаков, которые проплывали мимо нас и которые просто напросто можно было потрогать руками. Это, конечно, весьма забавно, но по направлению вниз вообще ничего не было видно, а по горизонтальным направлениям – в пределах 50-100 метров. Конечно, откуда-то сверху были слышны возбужденные голоса соотечественников, но разглядывать их вблизи у нас не было никакого желания.
Чтобы в тех местах сорваться вниз с обрыва, не надо прилагать больших усилий, соответственно, желающих сфотографироваться на краю обрыва было хоть отбавляй, но при имевшейся в тот день погоде этот неоправданный риск вообще не имел никакого смысла. На эти жалкие потуги «выделиться из толпы» даже смотреть было не очень жутко, поскольку сзади героев и героинь был сплошной туман, а не бездонная пропасть.
Еще немного о монастыре
После небольшой прогулки по верхней площадке вернулись к монастырю. К этому моменту (особенно ближе к 15:00) экскурсионные группы стали уезжать, поэтому очередь к Мадонне стала гораздо меньше (чем мы не преминули воспользоваться), да и вообще в самом монастыре стало посвободнее.
Конечно, монастырь на фоне «облизанных» гор смотрится очень эффектно. Сама территория тоже ухоженная. Может быть кому-то будет интересен тот факт, что на территории монастыря имеется пара отелей, так что при желании можно остановиться на постой прямо здесь. Ночью здесь, наверное, совсем не шумно, но и по окрестностям особо не погуляешь.
Про местные сувенирные магазины и торговые ряды не вижу большого смысла что-то рассказывать, как, впрочем, и про возвращение в Санта Сусанну, которое прошло по намеченному плану без особых приключений.
Если сравнить цену организованной экскурсии и наши затраты на поездку, то получится примерно следующий расклад:
– организованная экскурсия (автобус, кремальера, музей, гид) – 51,5 евро на человека;
– самостоятельная поездка (электричка от Санта Сусанны до Барселоны и обратно – 6,7 евро), билет Trans Montserrat (метро, электричка, кремальера, (все туда-обратно), фуникулеры, аудиовизуальный зал) – 27,5 евро) – 34,2 евро на человека.
Как видите, цена самостоятельной поездки выходит где-то на 15 евро дешевле, но и состав экскурсий несколько отличается. Так что здесь каждый волен выбрать то, что ему больше по душе. Если это часто получается, то значит жизнь удалась!
В следующий раз поговорим о посещении одного из ботанических садов Коста Бравы.